Легендарный General Motors переживает в эти дни свое второе рождение.
В течение почти восьми десятилетий автопроизводитель из Детройта удерживал лидерство в мировом автомобилестроении, пока Америка не стала погружаться в пучину кризиса, а более эффективные конкуренты не стали теснить местный автопром, как это сделала Toyota, которая вот уже четвертый год выпускает автомобилей больше, чем другие. Привычка американцев жить в долг, высокая себестоимость труда, а также слишком либеральная финансовая система стали причиной банкротства в прошлом году General Motors и Chrysler.
К банкротству GM шел уверенно, в течение пяти лет исправно докладывая об убытках, которые в итоге достигли почти $90 млрд. Руководство платило себе большие бонусы и отправлялось на переговоры в Вашингтон на корпоративных самолетах, испытывая терпение и политиков, и простых налогоплательщиков. Новая администрация в Белом доме вскоре заставила автомобильных директоров ездить на встречи на автомобилях собственных марок, отказаться от бонусов и даже от зарплаты. Но все это не помогло, и прошлым летом GM объявила о банкротстве, а правительству пришлось вливать в компанию $52 млрд, деньги занимали даже у правительства Канады. Когда в 2008 году над Детройтской тройкой нависла угроза банкротства, аналитики предрекали, что США из-за автопроизводителей лишатся почти 3 млн рабочих мест. Но мрачные прогнозы не оправдались, и с начала кризиса были уволены лишь 115 тыс. человек, в том числе 22,5 тыс. с заводов GM. Однако за последний год компания вновь взяла на работу почти 10 тыс. специалистов.
Удивительная история возрождения связана с жесткими антикризисными действиями команды управленцев. Всего за 12 месяцев с момента банкротства компания избавилась от многих заводов - было 47, стало 34 - и продала несколько крупных брэндов, в том числе Hummer, Pontiac и Saab. Но главное - антикризисные менеджеры смогли решить ключевую проблему американского автопрома - высокую себестоимость труда. Теперь GM платит работнику около $58 в час - всего на $2 больше, чем та же Toyota. При этом руководству компании удалось договориться с профсоюзом, что вновь принятые на работу сотрудники будут получать куда меньше, чем получают нынешние.
Выйти из кризиса помогла и правительственная программа "Кэш в обмен на драндулеты". В прошґлом году по этой программе поменяли свои старые машины на новые около 680 тыс. американцев, которым правительство выдавало в виде сертификата по $4,5 тыс. Суммарная доля марок GM среди этой рухляди составила около 23%, доля Ford - около 30%.
China Motors. Успех GM связан и с точечной фокусировкой на четырех брэндах - Chevrolet, Buick, GMC и Cadillac, которые по итогам минувшего июля показали взрывной, на удивление аналитикам, рост продаж - на 25% в сравнении с показателями прошлого года. По итогам второго квартала 2010-го компания отчиталась о прибыли в $1,3 млрд - первой с 2004 года. Но какие бы чудеса ни показывал GM, это теперь не американская мечта, и чем дальше - тем очевиднее. Как шутят эксперты, теперь у американцев новая возлюбленная - Toyota, а GM был вынужден отправиться за счастьем на другой конец света. И таки нашел его!
Десять лет назад доля компании на рынке Поднебесной была всего 1,5%, сейчас американцы контролируют 13,4%, обогнав другого крупного западного игрока - Volkswagen. Китай, Бразилия, Индия и Россия для GM на ближайшие годы станут ключевыми рынками. GM продает китайцам машины, что называется, на любой вкус и кошелек: сельским жителям - Wuling Sunshine за $5 тыс., а более обеспеченным покупателям - люксовые модели Cadillac. Потенциал китайского рынка колоссален - на тысячу жителей Поднебесной приходится всего 35 автомобилей, в то время как в США - 850.
http://forex.delfi.ee/rus/News/NewsView?id=1022<\/u><\/a>